Диск сцепления - передаточный узел, проводник между крутящим моментом двигателя внутреннего сгорания и колесами. С его помощью колеса даже небольших размеров крутятся синхронно, а машина не начинает буксовать или передвигаться рывками при смене скоростей.
По конструкции диск – это две плотно прижатых друг к другу детали (нажимная, ведущая) с фрикционным принципом работы. При нажатии на педаль они разъединяются, проводят крутящий момент мотора внутреннего сгорания на колеса. Нажимной диск или корзина выглядит как круглое основание с выемкой по центру для подшипников. К центру корзины, прочно сцепленной с маховиком, направлены нажимные пружины. Ведущий диск имеет форму круга. Состоит из пружин, муфты, накладок. Муфта служит проводником для подключения коробки передач. Фрикционные накладки, выполненные из углеродного композита или керамики, усиливают силу трения покоя между дисками, благодаря чему происходит передача крутящего момента.
При работе узла нажимной диск остается в неподвижном состоянии. За разрыв соединения мотора с коробкой передач отвечает ведомый (ведущий) диск. Этот расходный материал сглаживает вибрации за счет пружин на период работы сцепления. При нажатии на педаль срабатывает сцепление, передается действие по тросу к вилке между дисками. Машина даже при сильной тряске не выходит из строя раньше времени.
Многие автовладельцы ошибочно полагают, что если купить диск потолще, то прослужит долго. Однако толщина – не определяющий фактор состояния детали. Ведомый диск чаще выходит из строя, нежели нажимной. Должен приобретаться с учетом марки, модели ТС. При этом частое торможение, езда на больших скоростях изнашивают диск гораздо быстрее.
Определяется степень износа с помощью калибра. Но такой специальный прибор имеется не у каждого автомобилиста. Значит, замерить толщину могут только механики на СТО. Причем даже калибр не определяет точную толщину детали. Стрелка прибора указывает, пришло ли время его менять. Также изношенность диска можно выявить по другим состояниям:
Сложно выявить степень износа диска. На практике же выяснено, Что менять его рекомендуется через каждых 80-90 км пробега.