После крещения Руси в X веке начался первый период в развитии украинского языка и литературы, которые можно назвать протоукраинскими, древнеукраинскими, а также древнерусскими, к которым относятся как русские, так и белорусы. Потому что Киев в то время, в период X - XII веков, был империей, которая охватывала также территорию сегодняшней Украины, а также Россию и Беларусь. И все, что происходило в древнеукраинской культуре, вносится в свою историю другими восточнославянскими народами, что нельзя отрицать, но украинцы имеют на это право в первую очередь, в чем ни у кого не должно сомневаться. Однако, когда любая энциклопедия пишет о древнерусской эпической поэме XII века «Слово о полку Игореве» как о русском произведении, следует сказать о терминологической лжи, поскольку это древнеукраинская или древнерусская поэма.
Обычно история украинской литературы делится на четыре хронологически неравных периода:
Но вернемся к началу.
Остатки первоначальной ритуальной поэзии архаической эпохи со временем смешались с циклом христианских праздников. Они организованы в календарный цикл. Об их архаичности свидетельствует тот факт, что эти песни обычно исполняются хором, а в «хадживках», то есть в песнях, исполняемых в весенний пасхальный период, есть даже хоровые диалоги.
Украинская лирическая поэзия в области фольклора состоит из песен социально - нравственного характера, которые сопровождают человеческую жизнь от начала до конца, то есть от колыбельной до гроба, то есть колыбельные, любовные песни, которые, вероятно, являются самыми многочисленными и оригинальными в мире. ансамбль украинского фольклора, песни о семейной жизни, танцевальные песни, особенно знаменитые «коломыйки», «сапоги», которые чаще всего имеют характер фиксированных, классических или случайных песен, адаптированных к ситуации, создаваемых на регулярной основе.
Песни социального и морального характера также могут быть тематически связаны с конкретными профессиональными группами. Из них наиболее известными и оригинальными (не имеющими аналогов в других странах) являются песни «Чумат», воспевающие яму и беды чумаков, то есть ямщиков, доставляющих товары на воловьих телегах; солдатские и рекрутинговые песни, связанные с принудительной, тяжелой и длительной службой в русской или австрийской армии, песни арендаторов, много отработавших на чужом поприще; песни из мешковины, поделки и другие.
Народный эпос, или украинский народный эпос, наверное, самое ценное наследие украинского фольклора. Особенно богаты традиции героического эпоса на украинских землях. Воспользуемся цитатой из работ профессора Рышарда Люжны, написавшего об этом в 1971 году:
«Именно на территории и во времена Киевской Руси, применительно к ее истории, обществе и природе, был разработан и развивался первоначальный исторический эпос восточных славян, знаменитые многолетники, чтобы окончательно основаться в Центры Севера России. Не сохранившиеся в аутентичном виде в самой Украине, многолетники нашли свое творческое продолжение в таких эпических формах украинского фольклора, как гордость и исторические песни».
Дума - лирико-эпические произведения посвящены событиям истории Украины XVI - XVII веков. Это своего рода казацкий эпос. Дума описывает бои казаков с татарами и турками, турецкий плен, героическую гибель казаков, их возвращение из походов. Прайды поют и восхваляют безымянных героев, чем они отличаются от исторических песен того же периода.
В исторических песнях больше исторически правдивых элементов, в том числе такие известные исторические личности, как Хмельницкий, Зализняк, Довбуш, Нечай, Морозенко, Кармелюк и другие; они описывают реальные исторические события с указанием реальных названий мест.
Историческая гордость и песни имели и до сих пор имеют большое значение для более поздней письменной литературы, они стали источником «вдохновения для поэтов в периоды повышенного интереса к фольклору, особенно в эпоху романтизма, как в украинской литературе, например, у Тараса Шевченко, самого выдающегося украинского барда XIX века, а также у русского, например, у Рылеева и украинца Миколая Гоголя, писавшего по-русски. Стоит отметить, что этот жанр, то есть гордость и украинские исторические песни, также нашел активных последователей и энтузиастов, в основном романтической, поэзии, например, у поэтов «украинской школы». Что касается народной прозы, то в ней главное место занимает сказка, жанр богатый и яркий по сей день.
Среди украинских сказок есть образцы животного эпоса, фантастические, светские и сатирические сказки, рассказы, насыщенные демонологическими мотивами, религиозные и житийные легенды. Народная проза также включает легенды на библейские темы, о происхождении мира, рассказы об исторических личностях и событиях, народные рассказы, анекдоты или «народные анекдоты».
Наименьшими по объему, но зачастую проблемными являются такие жанры украинского фольклора, как загадки, пословицы и пословицы. Эту группу произведений обычно называют в фольклоре «философскими» жанрами, потому что они собрали в себе жизненную мудрость поколений, выраженную в чрезвычайно экономичных и отточенных словесных формах, а также опыт и проницательность народных наблюдателей, моралистов и судей.
Украинский фольклор получил мировое признание и соответствующую известность. Например, ученый славист, писавший на немецком языке, Ватрослав Ягич, поставил украинскую устную литературу на первое место среди народной литературы славян, некоторые даже поставили ее на первое место в Европе, но это несопоставимые вещи, поэтому ограничимся Дело в том, что она интересна, богата и удобряет письменную литературу просвещенных слоев.
Однако процитируем выдающегося россиянина, всемирно известного писателя Льва Толстого, который должен был сказать это одному украинскому студенту:
«Вы счастливы, что вы из нации, которая так богата духовно, нации, которая может выразить свои радости и выразить свои мысли, мечты, чувства таким прекрасным образом. Тот, у кого есть такие песни, не должен опасаться своего будущего. Его время близко, а не над горами. Вы не поверите, но я не люблю песни простого народа так сильно, как ваши. Я отдыхаю духовно с их музыкой. В них столько красоты и грации, столько юношеского чувства и силы».
Источник: — https://gazette.com.ua «Gazette в Україні»