Термин образован от nature morte, что с французского дословно переводится как «мертвая природа». По смыслу больше подходит слово «неживой» вместо «мертвый», поскольку жанр подразумевает изображение неодушевленных предметов. На полотнах часто присутствуют: фрукты, цветы, корзины с овощами, еда, предметы обихода, говорится на сайте https://kyiv.gallery/ru/kartiny/natyurmort.
Стремительное развитие жанра началось в XVI-XVII вв. В Средние века он существовал исключительно в качестве составляющего элемента исторической живописи. Ранней работой, где изображена «мертвая» натура, искусствоведы считают полотно Караваджо «Корзина с фруктами», написанное им в 1596 г.
Особое влияние на формирование отдельного жанра в изобразительном искусстве оказала фламандская и голландская живопись. Местные жители предпочитали украшать интерьер картинами с изображением предметов быта. Часто их размещали на кухне.
Окончательно был оформлен в XVII в. В этот период в изобразительном искусстве было принято в аллегорической форме показывать быстротечность жизни и неизбежность ее конца, лейтмотивом проходящие через натюрморты в стиле Ванитас. На холстах часто изображаются человеческие черепа. Ярким примером служит портрет Ж. Каронделя кисти Я. Госсарта.
Самой первой голландской работой, ставшей отправной точкой, считается произведение Я. Гейна «Vanitas», созданная в 1603 г. Она стала определяющим фактором для названия стиля «ванитас». В переводе с латыни слово означает «суета» или «тщеславие».
Занимательная история происхождения художественного произведения Э. Мане «Спаржа», которая стала прототипом для аналогичной сцены в одном из романов М. Пруста из серии ««В поисках утраченного времени». На полотне Мане изображен единственный стебель спаржи, не привлекающий внимания.
Изначально художник написал полотно «Пучок спаржи» по заказу французского мецената Ш. Эфрусси. Мастер согласился выполнить работу за 800 франков. При получении произведения покупатель приятно удивился и решил отправить Мане 1000 франков.
Живописец в качестве шутки и благодарности нарисовал одинокую спаржу и переслал картину заказчику с припиской, что она выпала из общего пучка.
Увлекательная история произошла с картиной Ван Гога «Натюрморт с фруктами и каштанами», долгий период считавшаяся стилизованной подделкой под мастера. Полотно хранится в Музее изобразительных искусств в Сан-Франциско. Руководство музея не решалось выставлять в основной экспозиции работу. Эксперты-искусствоведы не гарантировали подлинность живописного произведения.
На выездных выставках авторство мастера указывалось с пометкой «возможно». Лишь относительно недавно специалистам, благодаря новым технологиям и методам, удалось подтвердить, что картину написал непосредственно Ван Гог.
Смешение стилей и эксперименты характерны для XX в., но первым и самым ярким примером служат произведения итальянца Д. Арчимбольдо. Он творил на заре формирования жанра, в конце XVI в. Стиль принято называть портретным натюрмортом. На холстах живописец изображал людей, складывая их образы из овощей, фруктов и неодушевленных предметов.
В последнее десятилетие в Украине появилось множество молодых, интересных мастеров, способствующих стремительному развитию национального рынка искусства и повышению спроса на живописные произведения.
Украинский рынок произведений изобразительного искусства сейчас представлен работами талантливых художников. Выделяются:
Украинский арт-рынок стремительно развивается, благодаря приливу новых, молодых талантов в индустрию, заинтересованности частного бизнеса и притоку иностранных инвестиций. Западных покупателей привлекают, мастерски выполненные, картины и относительно невысокая стоимость работ. Меценаты, коллекционеры и частные галереи Европы и Америки интересуются украинским рынком искусства.
Ее картины https://struchaieva.art/ размещены в галерее современного изобразительного искусства Agora Gallery в Нью-Йорке.